Дела бюджетные: кто кормит Крым?

В ближайшее время крымский парламент рассмотрит во втором чтении проект закона о трехлетнем бюджете Республики. В соответствии с документом, ранее утвержденном депутатами в первом чтении, бюджет будет полностью бездефицитным, то есть доходы региона будут целиком совпадать с расходами.

Достигнуть этого планируется в основном за счет безвозмездных поступлений из федерального центра. Из утвержденных в начальной редакции законопроекта 167,9 млрд рублей доходов 129,5 млрд (или 77%) составят перечисления из федерального бюджета. При этом в 2019 году федеральные трансферты в крымский бюджет составят 143 млрд рублей (при объеме доходов 181,4 млрд рублей), в 2020 году – 150 млрд рублей (при доходах в 190,4 млрд рублей).

Это породило очередную волну возмущения в среде определенных (в основном оппозиционных) политиков, общественных деятелей и блогеров о том, что полуостров обходится россиянам слишком дорого и является для страны экономической обузой. Действительно ли в Республике все так печально с собственной доходной базой и кто в России “кормит” Крым? С этим вопросом обратился к министру финансов РК Ирине Кивико.

Не самые дотационные

Действительно, в силу ряда причин полуостров остается очень зависимым от федеральных поступлений регионом России. В следующем году приблизительно треть всех перечислений из госбюджета (41,6 млрд рублей) составят дотации – средства, не имеющие конкретных целей расходования и не подлежащие возврату в случае несвоевременного освоения. Около двух третей федеральных траншей в бюджет Крыма (85 млрд рублей) составят различные субсидии – деньги, выделяемые на безвозвратной основе и имеющие целевое назначение.

Здесь важно отметить, что эти деньги крымчанами не “проедаются”, а в значительной части идут на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) “Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя” до 2020 года, то есть закладываются в фундамент развития инфраструктуры и экономики региона.

Львиная доля этих средств пойдет на финансирование реконструкции и строительства дорожной сети. Это и трасса “Таврида”, и обход Симферополя “Дубки-Левадки”, и автодорог Симферополь – Евпатория и Симферополь – Красноперекопск – Армянск – граница с Украиной.

Справедливости ради следует отметить, что Крым хотя и получает значительные дотации из бюджета страны, но не является лидером в этом рейтинге российских регионов. К примеру, по основному виду федеральных дотаций регионам  – на выравнивание бюджетной обеспеченности – наибольшие суммы в 2018 году получат Дагестан (59 млрд рублей), Якутия (44 млрд), Камчатский край (39 млрд), Алтайский край (27 млрд) и Чечня (27 млрд). На эту пятерку регионов приходится 30% дотаций, предусмотренных госбюджетом в будущем году. Эти субъекты, а также Республика Крым, Севастополь, Тыва, Бурятия, Ставропольский край, Башкортостан и ряд других являются “регионами-реципиентами”.

В таком случае, какие же регионы являются “донорами”? Согласно принятому Госдумой федеральному бюджету, в 2018 году 12 регионов не получат дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это Москва и Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области и Республика Татарстан. К перечню наиболее богатых и успешных регионов также относятся Калужская область и Республика Коми.

Эти субъекты обеспечивают львиную долю налоговых поступлений госказны. Сказать конкретно, какой именно из этих регионов “кормит” Крым или Севастополь, нельзя, поскольку деньги поступают в общий федеральный “котел” и затем перераспределяются в соответствии с законом о бюджете, пояснили нам в Минфине РК.

По словам критиков этой системы, при ней у дотационных регионов практически отсутствуют стимулы к развитию. Иными словами, если субъект-“реципиент” в любом случае получит из центра необходимый объем финансовой поддержки, к чему привлекать инвесторов, поддерживать бизнес, развивать инфраструктуру?.. К тому же, “уравниловка” при распределении дотаций не гарантирует качественных изменений социально-экономической ситуации в том или ином регионе.

Тем не менее, пока что эта система в России функционирует, и вопрос ее реформирования лежит не только в экономической, но и в политической плоскости.

Собственные доходы растут

Дотационный характер бюджета Крыма – явление временное, уверены чиновники и эксперты. На протяжении последних лет Республика показывает хорошие темпы роста собственных доходов, которые опережают среднероссийские.

“В 2015 году налоговые и неналоговые доходы Республики Крым составили 25 миллиардов рублей, а в 2017 году – уже 38 миллиардов. То есть за два года мы “выросли” на 13 миллиардов. Такого темпа роста нет ни в одном субъекте. И по итогам девяти месяцев текущего года мы сохраняем лидерство в этом аспекте”, – отметила Ирина Кивико.

Более того, по словам главы Минфина, ко второму чтению в законопроект о бюджете РК планируется внести изменения, предусматривающие увеличение доходной части крымского бюджета на 5 млрд рублей.

По плану Минфина, в 2018 году республиканская казна пополнится на 43,4 млрд рублей за счет налоговых и неналоговых поступлений. Это почти на 15% больше, чем в текущем году. Таким образом, эти источники составят четверть всей доходной части бюджета Крыма следующего года.

На сегодняшний день в Крыму наблюдается рост доходов практически по всем видам налогов. Собственные доходы Республики Крым по сравнению с показателями прошлого года выросли на 20%.

“За десять месяцев этого года налога на доходы физических лиц собрано 17,4 миллиарда, налога на прибыль – 17,4 миллиарда, акцизов – более 4 миллиардов, налогов на совокупный доход – 3,5 миллиарда, доходов от использования имущества – 3,3 миллиарда”, – проинформировала Ирина Кивико.

Значимую роль в этом процессе играет свободная экономическая зона, которая функционирует в Крыму с 2015 года и сегодня включает в себя более одной тысячи участников. По словам министра финансов РК, за январь-октябрь этого года они перечислили в республиканский бюджет почти 7 млрд рублей. Это на 835 млн рублей больше, чем в прошлом году. При том, что для участников СЭЗ действует льгота по налогу на прибыль, по данному виду сбора от резидентов зоны в 2017 году поступило 1,1 млрд рублей, что на 20% больше, чем в минувшем году. В то же время рост поступлений по НДФЛ от участников СЭЗ за год составил 38% — с 1,8 млрд до 2,6 млрд рублей.

По прогнозам руководства Крыма и ряда экспертов, значительный разрыв, который существует сегодня между перечислениями из центра и собственными доходами региона, будет стабильно сокращаться после ввода в эксплуатацию моста через Керченский пролив и завершения строительства трассы “Таврида”. Это кардинально решит инфраструктурные проблемы полуострова, даст толчок развитию, прежде всего, курортно-туристической отрасли, строительства, промышленности.

Председатель Государственного совета РК Владимир Константинов в эфире радио “Спутник в Крыму” назвал проект бюджета Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов “оптимистичным” и предположил, что у крымчан есть возможность в ближайшем будущем

“Бюджет оптимистичный. Экономика наша растет. Если сравнить, сколько мы собрали средств, например, в 2014 году, уже в России, то сейчас эта сумма увеличится в три раза, а может, даже больше. Да, мы дотационный регион, как и большинство регионов России, но у нас баланс меняется в лучшую сторону. Я убежден, наступит момент, и это будет не в какой-то далекой перспективе, когда мы преодолеем безубыточный порог. Сумма всех поступаемых федеральных средств в Республику Крым в виде субсидий и субвенций и наши все суммы налогов будут равны”, – прогнозирует спикер крымского парламента.

На что потратят

Самой крупной статьей расходов в бюджете Крыма на 2018 год по-прежнему остается национальная экономика – 76,3 млрд рублей. Это направление включает в себя целый ряд отраслей: дорожное строительство, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, водное и лесное хозяйство и т.д.

Половина этой суммы – 38,2 млрд – будет потрачено на строительство и реконструкцию дорог, включая трассу “Таврида”. 8,7 млрд рублей направят на строительство системы водоснабжения Восточного Крыма, 7,7 млрд – на развитие ТЭК, 6,2 млрд – на комплексное развитие туристических территорий, 2,5 млрд – на развитие сельского хозяйства.

Под эту статью расходов также попадают бывшие вкладчики украинского “Приватбанка”, которые после закрытия банка в Крыму лишились своих вкладов. На компенсацию этих потерь в 2018 году заложено 1,4 млрд рублей.

Значительная доля бюджетных расходов по традиции также придется на образование (28,3 млрд рублей, или 17%), социальную политику (22,4 млрд или 13%) и здравоохранение (11,4 млрд или 7%).

“Эти цифры говорят о том, что у нас по-прежнему бюджет социально ориентирован. Нам нужно повышать заработную плату работникам бюджетной сферы. Кроме того, все социальные выплаты и льготы, которые у нас были, мы сохраняем, и более того, с будущего года добавляем дополнительные меры поддержки врачей в сельской местности. Сейчас готовится законопроект, чтобы компенсировать им стоимость аренды жилья и оплаты коммунальных услуг”, – отметила Кивико.

В ТОП расходных статей крымского бюджета 2018 года также входит сфера жилищно-коммунального хозяйства – более 15 млрд рублей, из которых 12 млрд рублей составит финансирование мероприятий ФЦП. Сюда входят строительство и реконструкция канализационного коллектора в Симферополе, реконструкция системы водоводов в Ленинском районе, рекультивация полигонов твердых коммунальных отходов в ряде регионов РК и другие мероприятия. Также 1,2 млрд рублей заложено на возмещение разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами предприятиям “Вода Крыма” и “Крымтеплокоммунэнерго”.

К слову, согласно статистическим данным, в текущем году Крым лидирует по объему расходов на национальную экономику, образование и культуру среди субъектов Южного федерального округа. По расходам на ЖКХ и здравоохранение Республика – вторая после Севастополя.

Источник: crimea.ria