Культовый “таз”: 50 лет советской “копейке”

Полвека назад с конвейера Волжского автомобильного завода выехал первый ВАЗ-2101 или в простонародье “копейка”. Разберемся, почему этот автомобиль стал культовым и почему до сих пор некоторые дожившие до сегодняшних дней экземпляры катаются по российским (и не только) дорогам.

Родом из Италии

В середине XX века советский автопром решили пополнить доступным массам недорогим, юрким и достаточно современным автомобилем. Для этого обратились к итальянцам из Fiat. Прототипом для будущих “Жигулей” послужила 124 модель, выпущенная Fabbrica Italiana Automobili Torino. Этот концерн, кстати, в 70-80 годах поглотил Ferrari и Maserati. Но что итальянским инженерам хорошо, то советским – не очень. На российских дорогах Fiat показал себя не с лучшей стороны: дорожного просвета не хватало для езды по пересеченной местности, задние тормоза быстро изнашивались, а конструкция двигателя была откровенно устаревшей.

Итальянцы услышали коллег из СССР и внесли все необходимые “правки”: переработали подвеску, заменили тормоза, усилили сцепление и так далее. Всего прототип “копейки” перенес 800 изменений, так что считать “копейку” клоном Fiat-124 было бы несколько неуместно.

Естественно, столь современный, для своего времени, автомобиль стал пользоваться популярностью у населения. За 18 лет производства – с 1970 по 1988 годы – было продано почти пять миллионов “копеек”.

Ты просто космос

Почему же автомобиль стал культовым и до сих пор среди автолюбителей существуют так называемые “тазоводы”, старающиеся дать новую жизнь советско-итальянской классике автомобилестроения? С этим вопросом мы обратились к создателю музея культовых автомобилей М.О.С.Т. и кастом-ателье Big Boy’s Big Toys Владимиру Семенюте.

“Этот автомобиль ознаменовал собой новую эпоху советского автомобилестроения, – уверен автолюбитель. – Для того времени он был комфортным, удобным и легче в управлении, чем другие советские авто. Не стоит забывать, что Fiat-124, который служил прототипом “копейки”, был автомобилем со спортивным уклоном, что привело к использованию более современных материалов в кузове, установке комфортных сидений и другим нововведениям”.

Сам Владимир “копейкой” не владел, но в юности не раз садился за руль “Жигулей” своего дедушки.

“По тем временам это были сильнейшие впечатления. Сейчас бы я, конечно, из советского автопрома предпочел бы “Волгу”, как более комфортный и мощный автомобиль, но в те времена и “копейка” для меня была чем-то космическим”.

В музее у Владимира ВАЗа-2101 нет. Это достаточно легко объяснимо: в экспозицию берут только те автомобили, которых на территории России остались считанные единицы. А “копеек” на территории РФ, даже спустя 50 лет после “рождения”, – огромное количество.

Источник: crimea.ria