Строители раскрыли детали морской операции по установке арок моста в Крым на фарватер

В августе-сентябре 2017 года в ходе строительства моста через Керченский пролив строители намерены провести уникальную операцию: перевезти и смонтировать на фарватерные опоры арочные пролеты общим весом почти 10 тысяч тонн. Об этом сообщает инфоцентр “Крымский мост”.

Установка столь габаритных конструкций в морской акватории проводится впервые в практике отечественного мостостроения. Деталями будущей морской операции мостостроители поделились с главными инженерами управлений федеральных автодорог.

Операция будет проходить в несколько этапов. Сначала готовый железнодорожный арочный пролет поднимут со стапеля мощными домкратами и установят на перекаточные опоры (“тележки”). “Затем арка “спустится” от стапеля к морю — по выкаточным пирсам. В конце пирсов сделаны вспомогательные опоры, на которые поместят арку для последующих операций. На этом этапе к работе подключится плавкран. С его помощью с арочного пролета отстыкуют его концевые элементы (они будут перевезены отдельно и смонтированы после подъема арки на проектную высоту). Конструкция будет готова к погрузке на плавучие опоры”, — рассказали в инфоцентре.

Следующий этап — работа с плавсистемой: в отсеки ее понтонов набирается вода (балласт), подтопленные понтоны заводятся под арочный пролет, а затем балласт постепенно сбрасывается, понтоны поднимаются и плавучие опоры принимают арку на себя.

“Арке предстоит путь от керченской площадки к фарватеру — около 5 км. В этой части операции будут задействованы головной тянущий буксир, буксиры-толкачи, одерживающие вспомогательные и маневровые буксиры, рабочие катера для связи и координации. Со стороны керченского берега уже ведутся работы по дноуглублению, чтобы система могла беспрепятственно передвигаться по всему маршруту. По расчетам специалистов, перевозить арочные пролеты максимально безопасно при скорости ветра до 10 метров в секунду, поэтому морская операция будет производиться в погодное “окно”, подтвержденное гидрометеорологическим прогнозом”, — уточнили в инфоцентре.

Главный инженер ФКУ Упрдор “Тамань” Ольга Жук отметила, что на время морской операции транзит судов по маршруту движения плавсистемы будет приостановлен приблизительно на трое суток. “Об этом судоводителей, работающих в этой части Керчь-Еникальского канала, предупредят заблаговременно”, — заверила она.

Плавсистема будет введена в створ между фарватерными опорами и зафиксирована, после чего начнется заключительный этап морской операции — монтаж в акватории. Строители застропят и поднимут арку на проектную высоту 35 метров с помощью мощного грузоподъемного оборудования, закрепят конструкцию, смонтируют концевые элементы пролета, а затем окончательно установят на фарватерные опоры. В это время плавучие опоры вернутся обратно к керченскому берегу, их перепроверят и переоборудуют, после чего в той же последовательности будет перевезено и смонтировано второе арочное пролетное строение — автодорожное. В итоге над фарватером будет сформирована архитектурная доминанта мостового сооружения. Максимальный подъем каждой дуги арки — 45 метров, то есть высота сооружения от поверхности воды составит в высшей точке 80 метров.

“Доставка и монтаж арок Крымского моста — пожалуй, сложнейшая операция всего проекта. И мы здесь, по сути, первопроходцы. Опыта, аналогичного по масштабам, климатическим и гидрологическим условиям, у советских и российских мостовиков еще не было. В то же время можно сказать, что наша будущая морская операция – это результат накопленной практики и передовых технологий отечественного и мирового мостостроения”, — пояснила Жук в ходе докладе на Совете главных инженеров подведомственных Росавтодору учреждений.

В инфоцентре отметили, что арки — самые габаритные конструкции моста, вес железнодорожной составляет почти 6 тысяч, автодорожной — более 4 тысяч тонн. Длина каждой — 227 метров. Они перекроют судоходный фарватер Керчь-Еникальского канала на высоте 35 метров, сохраняя таким образом пространство для беспрепятственного транзита судов.

Обе арки собираются на стапелях технологической площадки в Керчи. После того, как конструкции будут полностью готовы, их предстоит поочередно перевезти по морю и установить на фарватерные опоры. “В этом заключается еще одна особенность операции: небольшие глубины акватории почти соизмеримы с осадкой плавучей системы, предназначенной для транспортировки арок, а сам Керченский пролив отличается нестабильными ветрами и волнением. Поэтому в детальной проработке операции задействованы профильные НИИ, конструкторские бюро и ведомства, мостовики, судостроители и судоводители”, — рассказали в инфоцентре.

Конструкция арочного пролета автодорожного моста представляет собой комбинированную систему — арку с жесткой затяжкой с ездой понизу. В поперечном сечении строение предназначено для пропуска четырех полос движения с шириной проезжей части 23,1 м, включая полосы безопасности, с переменной шириной по верху настильного листа ортотропной плиты (30,38 м в приопорном сечении, 29,37 м в середине пролета). Арочное пролетное строение железнодорожного моста – арка с жесткой затяжкой в виде сквозных ферм. Количество железнодорожных путей на пролетном строении — два. Величина междупутья — 5,45 м. Ширина балластного корыта — 10,15 м. Минимальная толщина слоя балласта под шпалой — 0,4 м.

Расчетная скорость ветра на уровне проезжей части арочного пролетного строения через фарватер может достигать 40 м/с. Для предотвращения негативных аэродинамических явлений были проведены исследования, в результате которых проектировщики выбрали определенную форму обтекателей – специальных конструкций по фасаду арочных пролетов. Они позволят минимизировать ветровое воздействие и обеспечить комфортную эксплуатацию арочного пролета. Предусмотрены и все необходимые конструктивные элементы для безопасного судоходства под арками Крымского моста: на пролетах будет установлена судовая сигнализация. По дугам арок размещается аэронавигационная сигнализация.

Мост через Керченский пролив, который соединит Крым и Краснодарский край, будет самым протяженным в России. Его протяженность составит 19 км. К настоящему времени выполнен один из наиболее сложных этапов строительства самых больших опор моста (фарватерных), которые поднимут над водой судоходные арки.

 

 

 

Источник: crimea.ria.ru