Ленур Усманов: Заигрывать с Меджлисом – это предлагать дружбу гремучей змее

Крымский общественный деятель Ленур Усманов считает: пустив меджлисовцев в крымскую власть, Москва совершила большую ошибку. Причины своего скепсиса Ленур Усманов изложил в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: В апреле 2014 года ряд деятелей Меджлиса получили портфели во властной вертикали. Оппозиционные Мустафе Джемилеву крымские татары были против этого шага. Как крымские татары объясняют для себя это решение Москвы?

Меджлисовцы, принимая это предложение Москвы, нисколько не отказались от своей прежней антироссийской позиции. Став российскими чиновниками, они не перестали быть людьми из команды Джемилева – Чубарова.

Приглашение меджлисовцев во власть было благородной мерой Москвы по сглаживанию ситуации. Но на выходе мы видим, что Меджлис не успокоился, а стал бесноваться еще больше. Пример тому – траурный митинг в Симферополе, который был 18 мая, в годовщину депортации крымских татар. На этом митинге не было ни одного флага России и Республики Крым, зато были в изобилии флаги Меджлиса и, что еще более показательно, флаги Украины. Если сейчас в Крыму демонстративно поднимается флаг Украины, то это значит, что поднявший его не признает российский статус Крыма и фактически присягает киевской хунте.

В связи с этим, более резонным кажется, чтобы Москва предложила портфели во власти не Меджлису, а пророссийским крымским татарам. Москва бы получила в их лице надежных союзников и противовес Меджлису. А поскольку этого нет, у Меджлиса появилась возможность говорить, что их организация представляет в Крыму татарские интересы. Чубаров так и говорит прямо, что его люди выражают интересы половины татар Крыма. Простите, если даже и так, то кто представляет интересы другой половины нашего народа? Во властной вертикали российского Крыма точно никто не представляет. Все портфели у Меджлиса.

ИА REGNUM: В апреле 2014 года член Меджлиса и медиамагнат Ленур Ислямов получил в правительстве Крыма пост вице-премьера. В мае его отправили в отставку. Как считаете, почему состоялась эта отставка? И как она сказалась на положении Меджлиса в Крыму?

На положение и позицию Меджлиса эта отставка никак не повлияла. На Ислямова, кстати, тоже. Ему эта должность была предложена в надежде на следующее. Ислямов – гражданин России, российский бизнесмен, влиятельная фигура как в России, так и в Крыму. Надеялись, что благодаря “вице-премьерству” Ислямова Крым и Меджлис станут ближе к России. Но вместо этого Ислямов зарядил подконтрольные себе СМИ боекомплектом меджлисовской антироссийской риторики и довел ситуацию в Крыму до обострения. Благодаря деятельности Ислямова в Крыму произошел срыв праздника Хадырлез, который планировали отметить 3 мая.

Хадырлез – это самый большой общекрымский праздник, который собирает более 20 тысяч человек. Ежегодный Хадырлез – это неотъемлемая часть жизни Бахчисарая и одна из причин, которая побуждает людей потом ехать на отдых в Крым. Там все условия для отдыха людей. Песни, танцы, угощение, развлечения для детей. На Хадырлез собирались не только татары, но и русские, украинцы… Но в 2014 году праздник не состоялся. Люди целый год ждали праздника, зарезали по двадцать баранов, чтобы сделать праздник для всех крымчан, но все напрасно. На телеканале “Крым” выступил Рефат Чубаров и заявил, что они будут саботировать Хадырлез, поскольку Мустафу Джемилева не пускают в Крым. Потом мэру Бахчисарая Константину Рубаненко звонили из Москвы и выговаривали за обострение отношений с крымскими татарами. Вице-премьер Ислямов устроил провокацию, и эта провокация стала пиаром Меджлису. Но опять же, сорвал праздник не Меджлис, а правительство Крыма в лице тех татар, которые были делегированы в правительство Меджлисом.

ИА REGNUM: С начала 1990-х годов с крымскими татарами “работают” ваххабиты и “Хизб-ут-Тахрир”. Если судить по заявлениям Мустафы Джемилева, Меджлис относится к этим исламистам резко негативно.

Мустафа Джемилев как всегда лукавит. О каком резко негативном отношении может идти речь, если Меджлис в Крыму выступает давним партнером радикальных исламистов и их почти гласной “крышей”? Работа радикал-исламистских организаций в Крыму ведется по достаточно сложной схеме. Главным прикрытием ваххабитов и хизбов является Всеукраинская ассоциация общественных организаций “Ар-Раид”. Это украинское отделение международной террористической организации “Братья-мусульмане”.

Штаб-квартира “Ар-Раида” располагается в Киеве, а основной фронт их деятельности – Крым. Если в большинстве стран мира “Братья-мусульмане” запрещены, то на Украине их негласно поддерживают. Они укрепились на Украине в 1997 году, в президентство Леонида Кучмы, которому было выгодно иметь под рукой рычаги воздействия на Россию. “Арраидовцы” с 1997 года по настоящий день находятся под крышей спецслужб Украины.

В Крыму “Ар-Раид” финансирует и поддерживает в Крыму Меджлис. Для чего? Чтобы тот прикрывал в Крыму хизбов и ваххабитов. Еще одним важным звеном в этой схеме является Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) и глава ДУМК, муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Аблаев – главный соучастник действий “Хизб-ут-Тахрир” и ваххабитов в Крыму и прилегающих регионах, адвокат исламистов со стороны официального духовенства Крыма. ДУМК также поддерживает и прикрывает Меджлис.

Меджлис, ваххабиты, хизбы и ДУМК работают с “Аль-Раид” не за просто так. “Аль-Раид” в этой схеме – спонсор, донор. Реципиенты этого “донора” в оплату за поддержку продвигают интересы “Аль-Раид” в Крыму, на Украине и прилегающих к Украине странах.

ИА REGNUM: Получается, что “Братья-мусульмане” купили Меджлис и мусульманское духовенство Крыма?

Совершенно верно. “Братья-мусульмане” купили Меджлис и ДУМК, чтобы те были лояльны к ваххабитам и “Хизб-ут-Тахрир”. Конечно, Меджлис и ДУМК иногда выступают против исламистов, но эти осуждения не имеют реального веса. Надо смотреть на реальные действия. На сегодняшний день в Крыму нет никакой антиэкстремистской литературы. Ни разу ни в Крыму, ни на Украине не была осуждена деятельность “Братьев-мусульман”.

Как глава мусульман Крыма, Аблаев был обязан дать оценку деятельности этой организации в арабских странах, но он до сих пор этого не сделал. Поддерживая “Братьев-мусульман”, Меджлис и ДУМК де-факто поддерживают американскую политику по отношению к мусульманскому миру, выступают инструментом влияния “Аль-Раид” в Крыму и на Украине и плодят в Крыму ваххабитов и адептов “Хизб-ут-Тахрир”. Тех крымских татар, которые идут против хизбов и ваххабитов, Меджлис и ДУМК давят и травят. На местах повсеместно убирают имамов-традиционалистов, а вместо их ставят ваххабитов или хизбов. Найдется очень мало татар, которые готовы бы открыто выступить против исламистов и их покровителей.

ИА REGNUM: Нередко в татарской среде Крыма бывает, что один брат в семье – член “Хизб-ут-Тахрир”, другой – ваххабит, а их отец – важный чиновник, состоятельный коммерсант, высокопоставленный работник МВД или СБУ. В исламоведческой среде России это явление получило наименование “крымского феномена” или “крымского синдрома”. Скажите, почему дети состоятельных крымских татар выбирают себе путь исламских радикалов, отщепенцев общества? Ведь принадлежность к небедным слоям Крыма дает им гарантированную путевку в жизнь и безбедное будущее. В Крыму, как и на Украине, сын чиновника или коммерсанта чаще всего тоже будет чиновником, коммерсантом или высокопоставленным сотрудником правоохранительных органов.

Рыба всегда гниет с головы. Одна из причин – Меджлис и ДУМК. Если бы не они, этого бы не было никогда. Я уже говорил, что продвижение интересов исламистов в Крыму – это прямая обязанность Меджлиса и ДУМК. Эти структуры периодически оправдываются: дескать, мы упустили ситуацию, и поэтому у нас исламисты срослись с чиновниками и силовиками. Но любой наблюдательный человек поймет: люди Джемилева и Аблаева не упустили ситуацию, а наоборот способствовали ее развитию до нынешнего состояния.

Посмотрите на тех молодых крымских татар, которых Меджлис в 2009 году пригласил в подконтрольную ему “Школу молодых политологов”. Один такой политолог стал ярым ваххабитом, другой – проповедником “Хизб-ут-Тахрир”. Членство в исламистских организациях не только не делает человека отщепенцем, оно предоставляет ему дополнительные карьерные лифты.

Вы верно отметили, что в исламисты у нас идут выходцы из состоятельных и влиятельных семей. Идет врастание исламизма в административную вертикаль, правоохранительную систему и бизнес. Нас, татар, это пугает. И не только нас. В Крыму живет большое количество славянского населения, которое тоже напугано этими процессами. Более того, нетатарское население Крыма начинает предвзято относиться к крымским татарам, видя в нас источник потенциального экстремизма, который вот-вот накопится, дойдет до критической точки и бабахнет.

ИА REGNUM: Российский Крым стал объектом пристального интереса Татарстана. Казань шефствует над Бахчисарайским и Белогорским районами Крыма. В марте 2014 года глава республики Рустам Минниханов и муфтий Татарстана Камиль Самигулин наводили мосты между крымскими татарами и Россией. 12 марта обязанность вести переговоры с Мустафой Джемилевым была возложена на экс-президента – госсоветника Минтимера Шаймиева. Как складываются отношения крымских татар с Татарстаном?

В правительстве Крыма есть один поволжский татарин – вице-премьер Рустам Темиргалиев. Его отец Ильмир Темиргалиев возглавляет общетатарскую организацию “Туган тел”. У Темиргалиевых давние и хорошие отношения с Татарстаном. Для нас, крымских татар, это хорошо. Мы видим, что у нас есть ниточка, которая связывает нас с нашими братьями из Поволжья. Ведь Меджлис всячески игнорировал наши потребности общения с Татарстаном и препятствовал тому, чтобы Татарстан имел какие-либо отношения с крымскими татарами. Поскольку Меджлис изолировал нас от России, он отрезал нас от татар, башкир, мусульман Северного Кавказа. Нас, тюрков, изолировали от тюркского мира и пытались внушить нам другую историческую и культурную идентичность.

ИА REGNUM: Трудно представить, чтобы крымских татар кто-то мог изолировать от тюркского мира…

Да, это так. Нам 23 года внушали, что мы не татары, а “къырымлы”, никакого отношения ни к татарам, ни к башкирам, ни к ногайским татарам не имеем. Нам говорили, что мы не тюрки, а европейцы. Нам вдалбливали, что российские тюрки – это вечно пьянствующая и нищая Россия, а наш настоящий дом в Европе. Внушалось, и до сих пор внушается, что “къырымлы” должны придерживаться не татарских обычаев, а ценностей Европейского Союза.

На днях один из молодежных лидеров Меджлиса заявил, что крымские татары обязаны толерантно относиться к гей-парадам и однополым бракам, потому что гомосексуализм – это неотъемлемая часть европейской жизни. Боюсь, пройдет еще немного времени, и Меджлис начнет культивировать среди татар Крыма какую-нибудь идеологию просвещенного гомосексуализма. Нам взахлеб говорили про вечно пьяных русских мужиков и ни слова не говорили о том, что в России проживает более 20 миллионов мусульман. Подконтрольный Меджлису канал ATR не показал за 23 года ни одной передачи про российские общины крымских татар. Зато нам твердили изо дня в день, что Путин – это новый Сталин. Нас изо дня в день пичкали такой информацией, которая бы нас навсегда закрыла в сталинском времени и депортации 1944 года. Геббельс говорил, что ложь, которую повторяют тысячу раз, в тысячу первый раз станет правдой.

Стоит отметить, что со стороны самой России в Крыму за эти 23 года не было никакой контрпропаганды. Чего стоило России хоть раз сказать нам, что Россия – это не братская могила, а межнациональный мир, дружба и процветание?

ИА REGNUM: В России набирает силу тенденция “ислама с русским лицом”. Русские по национальности люди по разным причинам принимают ислам. А потом, как правило, эти русские мусульмане становятся приверженцами радикал-исламистских течений. Как с этим обстоит дело в Крыму?

Таких очень мало. Настолько мало, что на ситуацию в Крыму эти русские мусульмане никак не влияют. Но в остальном тут такая же тенденция, как и на “материке”. Основная часть русских и украинцев Крыма, которые приняли ислам, подпала под влияние “Хизб-ут-Тахрир” и ваххабитов. Иного ожидать и не следовало: выходцы из совершенно другой духовной культуры обратились в ислам через подконтрольное Меджлису мусульманское духовенство Крыма, и вместо ислама получили гремучую смесь из идей “Хизб-ут-Тахрир” и ваххабизма. В итоге, эти славяне стали еще большими экстремистами, чем адепты радикал-исламизма из среды татар Крыма.

Таких экстремистов как наши русские мусульмане отправляют из Крыма на “джихад” в Сирию. По разным источникам, на войну с режимом Асада из Крыма уехало около 500 человек. В основном, поехали хизбы и ваххабиты. Некоторые уже вернулись из Сирии. Например, житель Кореиза (поселок в 10 километрах от Ялты – прим. ИА REGNUM) Харис Янакиев, местный проповедник “Хизб-ут-Тахрир”. Он воевал в Сирии, сейчас живет в Крыму и готовится к новому джихаду. В Крым из Сирии сейчас возвращаются очень многие крымские исламисты.

ИА REGNUM: Случайно ли возвращение крымских “ветеранов джихада в Сирии” к себе на родину?

Уверен, что не случайно. Полагаю, что летом – осенью 2014 года внешние силы будут разыгрывать в Крыму и на Украине очередную карту. Внешние силы хотят, чтобы эти “воины джихада” передали навыки ведения боевых действий в городских условиях тем хизбам Крыма, которые еще не нигде не воевали, и потом организовали в Крыму такие акты дестабилизации, которые будут иметь точку невозврата. Это еще не самое страшное. Страшно то, что никто до сих пор не осуществляет противодействия этому направлению. Хизбы и ваххабиты как были при своих должностях в структуре ДУМК, так и остались. ДУМК – это карманный муфтият Меджлиса.

Меджлис через ДУМК воздействует на ваххабитов и хизбов. Джемилев и Чубаров зависимы от “Ар-Раид” и “Братьев-мусульман”. “Ар-Раид” контролируется теми, кто осуществляет внешнее управление Украиной. С таким соотношением сил ничего не стоит разыграть в Крыму кровавую антироссийскую карту. Для такого сценария у режиссеров этого сценария есть абсолютно все: и информационное обеспечение, и финансовое, и политическое прикрытие, и знание местности. Вопрос: когда Москва разговаривала на равных с Меджлисом, на что она рассчитывала? Со стороны выглядело, что Москва заигрывает с Меджлисом. Заигрывать с Меджлисом – это все равно, что предлагать дружбу гремучей змее. Змея поначалу будет не против, но потом все равно укусит.

В той боевой группе “Правого сектора”, которая в феврале 2014 штурмовала здание Верховной Рады в Киеве, основная часть людей была хизбами из Крыма. Эти ребята поехали в Киев после того, как повоевали в Сирии. Сообщалось, что из Сирии они поедут домой в Крым, но они поехали в Киев. Власть хунты утверждалась руками исламистов, которые воевали в Сирии. Порошенко, Ярош, Аваков вряд ли бы что смогли сейчас, если бы не было этих крымских татар – ветеранов “джихада против Асада”. А сейчас эти ветераны джихада могут приехать в Крым под эгидой того же “Правого сектора” и устроить в Крыму аналог Одессы или Мариуполя. Дестабилизировать Крым, особенно летом, очень легко. Пара терактов – и Крым заходит ходуном.

Известно, с кем из украинских деятелей чаще всего контактирует Чубаров. Правильно, чаще всего он общается с Валентином Наливайченко и Дмитрием Ярошем. Меджлис приветствовал хунту, а если ты поддерживаешь Турчинова или Порошенко, ты автоматически салютуешь Ярошу и “Правому сектору”. Тем более, что Меджлис ничего не делает просто так. Он привык дружить в обмен на преференции и большие деньги. 23 года Меджлис держался текущего киевского фарватера. Любой украинской власти Меджлис был выгоден: ведь он был противовесом для России в Крыму. Хунта ни за что не откажется от использования в своих интересах такого ценного союзника как Меджлис.

Меджлис – это не только Джемилев, Чубаров и десяток одураченных ими стариков. Это структура, в которую втянуты муфтият Крыма, молодежные татарские организации, ячейки “Хизб-ут-Тахрир” и ваххабитов. Пренебрегать таким ценным подарком было бы для Порошенко непростительной глупостью.

Дестабилизация Крыма – это демонстрация Западу того, что “где Россия, там всегда плохо”. Дестабилизация Крыма будет для Киева и его западных кураторов отличным геополитическим козырем в международных действиях против России.

Беседовал Артур Приймак

Источник: www.regnum.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *