Киберкрым: перспективы развития компьютерного спорта на полуострове

Первая киберарена открывается сегодня в Крыму. Это компьютерный клуб, который может принимать и проводить турниры по киберспорту, уже год как признанному официальном видом спорта в России. Крыминформ решил выяснить, какие перспективы у нового для полуострова сидяче-спортивного направления.

Не те игрушки

Сразу сделаем оговорку: между видеоиграми и киберспортом ставить знак равенства не совсем корректно. Да, каждая киберспортивная дисциплина – это видеоигра, но не каждая видеоигра – киберспортивная дисциплина. Для того, чтобы по игре можно было проводить турниры, необходима совокупность факторов: наличие честного соревновательного компонента в ней и солидные капиталовложения в её раскрутку, спортивные организации, готовые собирать и готовить команды, спонсорская поддержка и, прежде всего, интерес зрителей. Количество видеоигр в мире давно перевалило за пять тысяч, но соревнования проводятся лишь по десятку.

Киберспорт развивался в тени основных СМИ: до недавнего времени о турнирах не писали профильные спортивные издания, матчи не показывали по телевидению. Взрослой аудитории он не так интересен, как традиционный спорт, прежде всего, конечно, футбол.

В это же самое время, главные турниры года по Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive и League of Legends в интернете собирают в общем до 90 млн зрителей по всему миру, а отдельные матчи одновременно смотрят 15 млн человек, в том числе около миллиона в России. Аудитория очень молодая, по данным крупнейшего сервиса для трансляций видеоигр Twitch, её ядро – люди от 18 до 34 лет.

С каждым годом растут и инвестиции – общая сумма вложений приблизилась к 1 млрд долларов, а в 2016 году на турнирах разыграли 78 млн долларов призовых. Например, в этом году на чемпионате мира по Dota 2 разыграли 24 млн долларов, победитель забрал почти 11 млн.

С солидными призовыми рождаются и красивые киношные истории. Например, в 2015 году 15-летний школьник из Пакистана в составе американской команды выиграл чемпионат мира, заработал 1,2 млн долларов, купил на эти деньги дом и перевез в него всю свою бедную семью.

Игнорировать этот рынок стало невозможно – вот киберспорт и признали в России на официальном уровне, к слову, одними из первых в мире.

Попытка номер два

На самом деле, попытка «легализовать» киберспорт в России уже была: в 2001 году его так же признали на федеральном уровне, но спустя пять лет исключили из спортивного реестра – развивать его пытались по лекалам традиционного спорта, что в принципе невозможно.

На сегодняшний день ясности в вопросе развития этого направления так и не прибавилось: до сих пор нет нормативно-правовой базы, описывающий рамки, в которых киберспорт будет развиваться. Совершенно неясно, как организовывать спортивные секции, воспитывать новое поколение киберспортсменов и заниматься его популяризацией. Всё это – миссия общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта» (ФКС), которая выступает в качестве основного регулятора киберспортивной жизни страны.

В равных условиях

В целом выходит, что Крым оказался в равных условиях с другими российскими регионами в самом начале пути. В 2016 году на полуострове появилась своя Федерация киберспорта. Ее создатель – 22-летний студент матфака КФУ Александр Малов. Он же и инициатор создания первой в Крыму киберарены, открытие которой сегодня и состоится: написал бизнес-план, отправил на инвестиционный портал Крыма (создан и наполняется Корпорацией развития Крыма), нашёл инвестора.

А в министерстве экономического развития, которое курирует работу Корпорации развития Крыма, на перспективы киберспорта смотрят с нескрываемым оптимизмом.

«Развитие киберспорта – это модный современный тренд, напрямую связанный с вхождением в нашу жизнь информационных технологий. Казалось бы, что тут важного, подумаешь, игра на компьютере. Но шаги в большой мир начинаются именно с игр. Так и киберспорт – это шаги нашего молодого поколения в мир цифровой экономики. Помимо этого, конечно, киберспорт – это и азарт, и умение работать в команде, и развитие знания иностранных языков, и интересный досуг. И Крым тоже идёт в этом тренде», – рассказал Крыминформу министр экономического развития республики Андрей Мельников.

Создатели киберарены уже успели провести два тестовых турнира в своём помещении. Их посетило около 70 человек. Ожидается, что на открытие арены придёт 100 человек только игроков (каждая команда состоит из пяти человек) – это 20 команд. Для сравнения: максимальное количество участников в чемпионатах мира по киберспортивным дисциплинам – 18 команд.

Инвестор проекта решил, что в начале, пока идёт отладка всех процессов, призовой фонд турниров будут формировать сами игроки: команды платят взнос – победитель срывает куш. Спонсоров, которые выложат деньги на призовой фонд из своего кармана, найти в Крыму не так просто – вспоминаем про санкции. Основными инвесторами в мировой киберспорт выступают крупные производители комплектующих для компьютеров, производители энергетических напитков и букмекерские конторы – международные компании, которым в Крым путь заказан.

«Пока не такое большое количество инвесторов в Крыму понимают перспективность этого направления. Нам нужно им показывать, доказывать, объяснять. Поэтому сперва мы отстроим систему, наработаем результат и с ним уже придём», – объяснил Зенкин.

Параллельно идёт формирование стратегии развития Федерации киберспорта Крыма. Из-за режима санкций в отношении полуострова взаимодействие с российской профильной федерацией пока невозможно, хотя, как сообщили Крыминформу в пресс-службе ФКС, организация рассматривает возможность открытия в Крыму региональной ячейки. Но когда это произойдёт – непонятно.

Тем не менее усилиями ФКС в России действуют две крупные лиги – любительская и полупрофессиональная лиги: Всероссийская киберспортивная студенческая лига (ВКСЛ) и Кубок России по киберспорту соответственно.

«Со следующего года Крым тоже будет принимать участие в ВКСЛ. Каждый из вузов региона представляет команду. Нам разрешили каждое структурное подразделение КФУ считать отдельным вузом, потому что иначе мы не наберём пять вузов от региона – так указано в регламенте турнира. По каждой дисциплине команды играют на региональном уровне, затем попадают на всероссийский чемпионат, призовой фонд которого формирует ФКС», – объяснил Малов.

Для участия в Кубке России по киберспорту команде достаточно подать заявку на участие – игроков из Крыма принимаются на общих основаниях, что подтвердили Крыминформу в ФКС. На турнире разыгрывают 7 млн рублей, поэтому принимают участие в нём достаточно сильные коллективы.

Это и поднимает вопрос о подготовке киберспортивных кадров.

«Будем дискутировать со школами о наборе в киберспортивные секции, формировать образовательную программу по киберспортивным дисциплинам», – рассказал Малов.

«Это сложно – ничего этого не существует, нигде в России, всё нужно поднимать с нуля. Надо решать по мере поступления: откроемся, запустимся, наладим все процессы и дальше будем начинать наращивать», – объяснил Зенкин, добавив, однако, что опираться можно как минимум на опыт Южной Кореи – самой киберспортивной страны мира.

Кстати, у Крыма уже давно есть свой известный на весь киберспортивный мир пример успешного игрока. Ялтинец Александр Дашкевич со своей командой в 2011 году выиграл чемпионат мира по Dota 2 – 1 млн долларов, да и до сих пор является одним из наиболее титулованных игроков планеты. В качестве игрока он заработал 621 тысячу долларов призовых, а сейчас успешно продолжает карьеру в качестве тренера. Равняться есть на кого.

 

Источник: c-inform.info