Крымские планы Москвы: интервью куратора ФЦП Сергея Назарова

Валерий Волков

Замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров, курирующий крымский регион в части исполнения федеральной целевой программы, рассказал, что делается с водой, как будет выглядеть финансирование региона в ближайшие три года и в чем региональные власти стали лучше работать.

– Сегодня в ключевых регионах Крыма главная проблема – вода. Точнее, ее полное отсутствие. Что можно сделать оперативно?

– Мы понимаем, что запасов воды недостаточно даже исходя из тех, что перебрасываются сейчас по Крыму. По факту ряд районов уже сегодня существует в режиме ЧС. Долгое время в регионе особых сложностей не возникало, но сегодня ситуация с водой в Крыму достаточно сложная и решить ее оперативно трудно.

Что можно сделать в данной ситуации? Перераспределить имеющиеся ресурсы, чтобы максимально сбалансированно пройти засушливый период до восстановления запасов воды на полуострове.

Мы рассмотрели вопрос увеличения возможности подачи воды с Новогригорьевского водозабора: там можно ввести дополнительно шесть скважин в течение недели. Но, по сути, других вариантов пока нет кроме переброски части воды из Тайганского и Белогорского водохранилищ в Симферопольское, чтобы поддержать Симферополь.

– Те водохранилища тоже, мягко говоря, не полные. Кроме того, поступают жалобы, что вода из водовода выливается в землю.

– Что сделал Крым в оперативном порядке? Обустроили Ивановский водозабор, отремонтировали трубу, чтобы вода поступала в Симферополь. И это на время спасло ситуацию. Но засуха продолжилась. Поступило предложение переброски воды: есть Тайганское и Белогорское водохранилища, они лучше наполняются, стоки формируются более стабильно. Хотя и там запасов недостаточно, в том числе потому, что еще весной воду оттуда перекачивали в Феодосию и Керчь, где изначально ситуация была еще хуже.

С начала формирования ФЦП в своих решениях мы шли от простого к сложному. Было очевидной проблема Востока Крыма. Регион – самый тяжелый в плане водообеспечения, там не было никаких источников, кроме Северо-Крымского канала. На сегодняшний день в определенной степени вопрос решен. Но он не решен еще в полной мере с точки зрения доведения воды до потребителя, так как комплекс мероприятий по обеспечению Востока Крыма водой ещё в процессе реализации. Но работает схема подачи воды с трех водозаборов.  Пока строится тракт водоподачи, весь объем сначала сбрасывается в канал. Тем не менее это решает вопрос обеспечения водой восточных территорий Крыма. Феодосия и Керчь теперь водой обеспечены.

– А о проблемах с водой в Симферополе и Бахчисарае не было известно изначально?

– С точки зрения предыдущих периодов территории были обеспечены водой. Водохранилища наполнялись, обеспечивали потребности, не было никаких проблем. Однако на сегодняшний день ситуация достаточно жесткая.

Те решения, которые приняты сейчас, это тактическая, временная мера.

Что касается жалоб на потерю воды в водозаборе, который оперативно построили военные. Я летал по всему маршруту, смотрел, как работает. Да, есть вопрос, сколько воды доходит до Симферопольского водохранилища. Но почему происходят утечки? Это быстросоединяемые трубы, это гидравлика, которую сейчас еще досчитывают, сколько должно быть перекачивающих станций, чтобы выдержать давление. Да, трасса большая, возникают утечки, но вопросом занимаются.

Другого решения по наполнению водохранилищ пока нет.

В Севастополе ситуация несколько лучше. Чернореченское водохранилище чуть больше по объемам, но там также надо искать варианты по дополнительному водообеспечению.

Мы рассмотрели вопрос, каким образом и где можно решить проблему. Например, упоминается горная река Коккозка. Однако она вызывает вопросы возможности забрать оттуда стоки. Хотя бы в зимний период. Ситуация осложняется еще тем, что нет прогноза ее наполнения. Да и сам прогноз может быть очень разный с точки зрения как истощения запасов, так и пополнения. Мы не знаем, какой будет зима, как стоки будут наполняться. И это уже называется даже не прогнозирование, а гадание.

ФЦП: реальность и перспективы

– Ожидать ли от Москвы шагов по внесению этих тем в федеральную программу?

– У нас уже было несколько поручений Минприроды по изучению подземных запасов. Оценка идет, но, к сожалению, медленно. Сейчас же требуются оперативные решения. Да, мы сейчас будем обсуждать, что делать.

– И что делать, если все большие проекты в Крыму закончены, а значит, объем федеральных средств будет сокращаться. К тому же Минфин РФ уже объявил, что на 10 процентов планирует сократить объемы финансирования по ряду направлений ФЦП Крыма?

– Ситуация не вызывает у нас беспокойства, потому что, во-первых, программе ранее было добавлено 300 млрд рублей, во-вторых, она продлена еще на 2 года. То есть мы не сокращаем объекты, а растягиваем их финансирование по времени. Мы восстановим деньги с учетом объемов финансирования, предусмотренных на 2023 и 2024 год. Средства там достаточно большие, и, думаю, это будет актуально. Так что никакие объекты мы не снимаем.

– Но сроки все же отодвигаются. Для Крыма и так все эти годы одной из проблем была несдача проектных объектов в срок. Как, на Ваш взгляд, должны вести себя правительства двух субъектов полуострова в связи с новой экономической реальностью?

– Этот год с точки зрения исполнения программ будет значительно лучше.

– В том году Вы говорили то же самое, однако этого не произошло.

– Я надеялся… Но на сегодняшний день мы несколько модернизировали программу с точки зрения оперативного управления – заложили мобильный инструмент по управлению ресурсами, который позволяет перераспределять деньги внутри направлений программы в зависимости от того, есть ли отставание или опережение по объекту. Прежде мы этого делать не могли. И вот уже коллеги в Крыму даже заявляют, что у них есть по одному объекту перевыполнения. То есть появилась новая сущность: им нужны дополнительные деньги на скорейшее завершение объекта. Прежде мы переносили финансирование именно из-за сдвижки по срокам. Сегодня коллеги начали осваивать средства по некоторым объектам с опережением.

– Москва не опасается, что из-за исключений по 44-ФЗ, которые разрешили применить Крыму, ситуация наоборот стане хуже? Условно, объект раскопают и оставят, чтобы были основания попросить еще денег?

– Нет, мы говорим лишь о скорости освоения средств, изменения не влекут удорожание объектов. Наоборот, это означает, что получатели более эффективно осваивают средства. В этом – существенный сдвиг.

Источник: crimea.ria